Певческий
голос
Понятие
«певческий
голос» связано
со
способностью
человека петь.
В отличие от
речи, звуки
голоса
певческого
имеют точную
высоту, могут
долго длиться.
Они
проявляются на
гласных.
Пользоваться
голосом
певческим
человек
начинает с
детства по мере
развития
музыкального
слуха и
голосового
аппарата. (О
развитии
детского
певческого
голоса смотри здесь)
Различают
голос
певческий.
бытовой («не
поставленный»)
и
профессиональный
(«поставленный»).
Под
постановкой
голоса
понимается
приспособление
и развитие его
в целях
профессионального
использования.
Такие качества
голоса
певческого.,
как яркость,
красота, сила и
длительность
звучания,
широта
диапазона,
гибкость,
неутомляемость,
во многом
определяющиеся
природными
свойствами
голосового
аппарата могут
быть развиты в
процессе
постановки
голоса. Голос
может быть
поставлен для
оперно-концертного
пения,
исполнения
народных песен,
эстрадного
пения и т. д.
Определяющие
качества
голоса
певческого -
красота тембра
и способность
долго
выдерживать
звуки. Оперно-концертный
голос должен
быть хорошо
слышным в
больших залах,
то есть
обладать так
называемой
полётностью.
Полётны
звонкие,
металличные
голоса.
Качество
металличности
и полётности
определяется
наличием в
спектре голоса
группы высоких
обертонов, так
называемой
высокой
певческой
форманты.
Округлость и
мягкость
звучания
голоса зависят
от усиления
обертонов
низкой части
спектра.
Высокая и
низкая
певческие
форманты, а
также вибрато (пульсация
с частотой 5-6
раз в секунду)
определяют
красоту и
льющийся
характер
голоса.
Важное
качество
голоса
певческого -
его сила.
Оперное пение
требует
сильного
голоса, который
может
наполнять
большой зал и
быть слышным на
фоне
оркестрового
сопровождения.
Голос от
природы имеет
регистры . Под
регистром
понимается ряд
однородных по
тембру звуков,
производящихся
единым
физиологическим
механизмом.
Звуки разных
регистров
звучат по-разному.
В мужском
голосе
выделяют
грудной
регистр в
нижней части
диапазона и
фальцетный в
верхней.
Грудной
регистр
отличается
силой и
богатством
звучаний.
Фальцетный
слаб и беден по
тембру. В
женском голосе
различают
грудной
регистр,
центральный, в
котором
совмещается
головное и
грудное
звучание, и
головной в
верхней части
диапазона,
звучащий
светло, открыто.
Профессиональный
голос
певческий.
должен иметь
диапазон в две
октавы и
звучать ровно
на всём
протяжении
диапазона. Это
достигается с
помощью
развития
смешанного
звучания, так
называемого
микста.
Голоса
классифицируются
по тембру и
высоте.
Различают
шесть основных
типов голосов
:
Женские
голоса :
-
сопрано
-
меццо –
сопрано
-
контральто
Мужские
голоса :
-
тенор
-
баритон
-
бас
-
дискант -
голос
мальчиков
Женские
голоса
подразделяются
на :
Колоратурное
сопрано -
самый
высокий
женский
голос. (диапазон
: до первой
октавы - фа
третьей
октавы.) Голос
очень
хрупкий,
изящный
с
беспредельным
серебряным
верхним
регистром.
Легкость
позволяет
исполнять
сложнейшие
рулады ,
широкие
скачки,
изящные
мелизмы и
невероятно
бравурные
пассажи.
Оперные
партии: Царица
ночи (
Волшебная
флейта),
Кукла (
Сказки
Гофмана),
Снегурочка (
Снегурочка).
Лирическое
сопрано
-(диапазон : до
первой октавы -
до, рэ третьей
октавы.)Голос
кантиленный ,
мягкий , ярко
звучит
на всем
диапазоне.
(Оперные
партии :
Виолетта (Травиата),
Иоланта (Иоланта),
Маргарита (Фауст).
Лирико
- драматическое
сопрано -
более объемный
,очень
выразительный
голос, в
котором
прекрасно
сочетаются
мягкость,
кантилена и
спинто.
Оперные партии
: Татьяна (Евгений
Онегин.) Норма (Норма),
Аида (Аида).
Драматическое
сопрано
- сильный ,
объемный,
ярко
тембральный
голос. Это дает
ему
возможность
петь всю
партию на
сильном
эмоциональном
накале.
Оперные партии
: Тоска (Тоска)
,Абигаиль (
Набукко ),
Турандот (Турандот).
Меццо
- сопрано
- средний голос
между сопрано и
контральто.
Лирическое
меццо - сопрано
- светлый по
тембру и цветом
приближенный к
сопрано. (диапазон
: ля малой
октавы - ля,
си второй
октавы ).
Оперные партии:
(Амнерис (Аида),
Эболи (Дон
Карлос), Ганна (Майская
ночь), Весна (Снегурочка)
Центральное
меццо-сопрано
-
крупный,
плотный ,сильный
голос.
Оперные партии:
Любаша (Царская
невеста), Марфа
(Хованщина),
Азучена (Трубадур),
Кармен (Кармен).
Колоратурное
меццо-сопрано
-очень редкий
голос
наделенный
яркостью,
гибкостью и
подвижностью,
что позволяет
петь
сложнейшие
пассажи ,фиоритуры
и рулады.
Оперные партии:
Изабелла (Итальянка
в Алжире),
Розина (Севильский
Цирюльник),
Золушка (Золушка).
Контральто
-
самый низкий
женский голос.
Бархатный с
шикарными
грудными
нотами.
Оперные партии:
Ратмир (Руслан
и Людмила),
Кончаковна (Князь
Игорь),
Ольга (Евгений
Онегин),
Ульрика (Бал
маскарад).
Мужские
голоса
подразделяются
на :
Лирический
тенор
- серебристый,
мягкий, очень
подвижный с
колоратурами
голос (диапазон
: от до первой -
си, до третьей).
Оперные партии:
Ленский (Евгений
Онегин), Левко (Майская
ночь), Линдоро (Итальянка
в Алжире) Граф
Альмавива (Севильский
Цирюльник).
Лирико-драматический
тенор
- более
спинтовый и
плотный голос.
Оперные партии:
Альфред (Травиата),
Герцог (Риголетто),
Владимир
Игоревич (Князь
Игорь).
Драматический
тенор
- объемный,
яркий, голос
с металлом, по
природе очень
сильный.
Оперные партии:
Герман (Пиковая
Дама), Манрико (Трубадур),
Туриду (Сельская
честь), Калаф (Турандот).
Контр
- тенор
- голос,
звучащий в
тесситуре
меццо-сопрано.
Поет развитым
фальцетом.
Применяется в
старинной,
барочной
музыке. (Гендель,
Бах, Каччини,
Монтеверди)
Лирический
баритон
- высокий, яркий,
подвижный
голос. (диапазон:
ля большой -ля
первой октавы).
Оперные партии:
Фигаро (Севильский
цирюльник), Дон
Жуан( Дон Жуан),
Дон Паскуале (Дон
Паскуале),
Валентин (фауст),
Елецкий (Пиковая
Дама).
Драматический
баритон
- бархатный,
объемный,
сильный по
всему
диапазону
голос.
Оперные партии:
Амонасро (Аида),
Яго (Отелло),
Дагон (Самсон и
Далила).
Бас
- самый низкий
мужской голос. (диапазон
: до большой
октавы -ре, ми
первой октавы).
Высокий
бас -
обычно
характерный,
подвижный ,комический.
Оперные партии:
Дон Базилио (Севильский
цирюльник),
Лепорелло (Дон
Жуан),
Малатеста (Дон
Паскуале),
Мустафа (Итальянка
в Алжире).
Центральный
бас
- крупный,
яркий, очень
сочный голос,
богатейший
грудной
регистр.
Оперные партии:
Борис Годунов (Борис
Годунов),
Мельник (Русалка),
Филипп (Дон
Карлос), Рене (Иоланта),
Кончак (
Князь Игорь).
Бас-профундо
- очень
низкий, грудной,
объемнейший
голос.
Используется
чаще всего в
церковно-хоровой
музыке.
Дискант
- голос
мальчиков.
Дисканты
разделяются на
низкие, средние
и высокие по
вокальным
партиям.
Певческие
регистры
1.
Нижний регистр:
малая, большая
и т.д. октавы.
(Мужчины имеют
два регистра:
грудной и
фальцет ).
2. Средний
регистр: I
октава (сим-ре2).
(Потенциальный
участок
соединения
грудного и
головного
голосов).
3. Верхний
регистр: II
октава,
женщины могут
петь выше.
( Женщины имеют
грудной,
средний (медиум
- mixt) и головной).
4.
Суперголовной
регистр -
участок,
располагающийся
на четвертом
переходном
участке
женского
диапазона, при
этом ощущается
уход за пределы
обычного
головного
голоса, а так же
дополнительное
чувство
свободы. У
девочек это
наблюдается от
си2 и выше.
Диапазон
Диапазон
определяется
набором звуков,
которые можно
спеть голосом (определить
диапазон
ученика).
Диапазон – это
расстояние от
крайней
верхней до
крайней нижней
ноты, которые
может спеть
ученик. Обычно
рабочий (тренировочный
диапазон) шире
концертного.
Тесситура
Тесситура
- это высотное
положение
звуков
произведения
по отношению к
диапазону.
Вид тесситуры
определяет
высота первой
части
диапазона,
которая
используется в
произведении.
Если высокие
верхние звуки -
значит
тесситура
высокая и т. д.
Тембр
Тембр
- это окраска
голоса ( мягкий,
резкий, густой,
звенящий,
бархатный, и т.д.).
По тембру можно
найти каждому
голосу свой
цвет, так же,
как по типу
окраски звуков,
воспроизводимых
на инструменте
(фортепиано),
используя
теплые и
холодные тона.
Например:
По опросу детей
по определению
цвета звуков на
протяжении
многих лет у
большинства
детей
определялись
одни и те же
цвета на звуки:
нота фа1
- желтый цвет(теплый),
нота соль -
зеленый цвет (ласковый),
нота ля
- красный цвет (устойчивый,
густой),
нота си
- голубой цвет,
почти что
насыщенный
синий (летящий,
иногда
сравнивают с
журчащим
ручьем.),
нота до2
- белый цвет,
нота ми1 -
синий, иногда
говорят
сиреневый цвет
(холодный),
нота ре1
- коричневый
цвет (единогласно)-(густой,
теплый),
нота до1
- черный цвет.
Высокая
позиция звука
Именно
ощущение “головы”
придает пению
высокую
позицию,
полетность.
“По-настоящему
поет тот, кто
умеет
переносить
звучание
голоса в голову”,
- говорят
итальянские
мастера пения (подробнее
здесь).
Вибрато
Вибрато - это
периодические
изменения
высоты, силы и
тембра
определенного
тона (подробнее
здесь)
Дикция
Дикция
является
средством
донесения
текстового
содержания
произведения, и
одним из
важнейших
средств
художественной
выразительности
раскрытии
музыкального
образа (подробнее
здесь)