Четыре
стадии
развития
детского
голоса.
7-10
лет -
младший
домутационный
возраст.
Голоса
мальчиков и
девочек
однородны и
почти все
являются
дискантами. Им
свойственно
головное
резонирование,
легкий
фальцет, при
котором
вибрируют
только края
голосовых
связок.
Диапазон
ограничен
звуками до1-ре2.
Наиболее
удобные звуки
ми1-ля1. Звук
очень неровен.
Гласные звуки
звучат пестро.
Задача
педагога -
добиться
более ровного
звучания
гласных
звуков на
протяжении
небольшого
диапазона.
10-13
лет -
старший
домутационный
возраст. К 11-ти
годам в
голосах детей,
особенно у
мальчиков,
появляются
признаки
грудного
звучания. В
связи с
развитием
грудной
клетки более
углубленным
дыханием,
голос
начинает
звучать более
полно и
насыщенно.
Легкие и
звонкие
дисканты
имеют
диапазон до1-соль2,
альты звучат
плотно с
оттенком
металла и
имеют
диапазон сим-до2.
В этом
возрасте в
диапазоне
детских
голосов как и
у взрослых,
различают три
регистра:
-головной;
-смешанный –
центральный,
-грудной.
У девочек
преобладает
звучание
головного
регистра, и
явного
различия в
тембре
сопрано и
альтов не
наблюдается.
Основную
часть
диапазона
составляет
центральный
регистр.
Диапазон
голосов
некоторых
детей может
быть шире, чем
указано выше.
В
предмутационный
период голоса
приобретают
тембровую
определенность
и характерные
индивидуальные
черты,
свойственные
взрослому
голосу. У
дискантов
исчезает
полетность и
подвижность.
Альты звучат
массивнее.
13-15
лет -
мутационный (переходный)
период. Он
совпадает с
периодом
полового
созревания
детей. Формы
мутации
протекают
различно: у
одних
постепенно и
незаметно, у
других - более
явно и ощутимо
(голос
срывается во
время пения и
речи).
Продолжительность
мутационного
периода может
быть различна
- от
нескольких
месяцев до
нескольких
лет. У детей,
поющих до
мутационного
периода, он
продолжается
обычно
быстрее и без
резких
изменений
голоса. В этот
период очень
важно
услышать
начало
мутации и при
первых ее
признаках
принять меры
предосторожности:
чаще
прослушивать
голоса детей и
вовремя
реагировать
на все
изменения
голоса.
Вокальные
упражнения,
работу над
техникой
рекомендуется
не
останавливать,
учитывая
особенности
каждого
голоса, и
работая в
возможностях
диапазона
ученика. Как
показала
практика,
ученики не
теряют
технику
исполнения.
16-18
лет -
юношеский
возраст.
Послемутационный
период.
Становление
голоса
взрослого
человека.
Важно
соблюдать «санитарные»
правила пения,
не допускать
форсированного
звука, весьма
осторожно
расширять
диапазон.
Крикливое
пение может
нанести
большой вред
нежным
неокрепшим
связкам.
Начинать
развивать
голос нужно
постепенно с
примарных
звуков, обычно
они находятся
в середине
диапазона
певца,
постепенно
расширяя
вверх и вниз,
не прибегая к
лишним
усилиям и
напряжению,
осторожно и
постепенно.
Такой метод
расширения
диапазона
определяют
как метод
концентрического
развития
голоса. Его
основоположником
был М.И.Глинка.
Для
определения
детского
голоса нужно
выявить:
-диапазон,
-тембр,
-примарные
звуки,
-способность
выдерживать
тесситуру,
-переходные
регистровые
тоны.
Основные
свойства
певческого
голоса.
1.
Звуковысотный
диапазон.
2.
Динамический
диапазон на
различной
высоте голоса.
3. Плавные
регистровые
переходы.
4. Ровность на
различных
гласных.
5. Степень
напряженности.
6. Вокальная
позиция.
7. Качество
дикции:
разборчивость,
осмысленность,
грамотность.
8. Тембр:
богатство
обертонами,
качество
вибрато,
полетность и
звонкость.
9.
Выразительность
исполнения.
Для
обучения
необходимо:
• наличие
удовлетворительных
вокальных и
музыкальных
данных:
певческий
голос,
музыкальный
слух, память,
чувство ритма,
отсутствие
речевых
дефектов;
• здоровый
голосовой
аппарат.
Перед
началом
обучения
педагог
должен
проверить:
• диапазон
голоса;
•
музыкально -
вокальные
данные;
•
прослушать
вокальное
произведение (народная
песня,
произведение
современного
композитора);
•
прочитать
стихотворение,
басню, прозу;
• показать
хореографические
данные (станцевать
любой танец).
Развивать у
ученика:
• общий
культурный и
музыкальный
уровень;
•
профессиональные
певческие
навыки;
•
устойчивое
дыхание на
опоре;
• ровность
звучания на
протяжении
всего
диапазона
голоса;
• высокую
вокальную
позицию и
точное
интонирование;
•
дикционные
навыки, четкую
и ясную
артикуляцию;
•
орфоэпические
навыки в
разговорной и
певческой
речи;
В процессе
работы над
звуком не
допускать
форсированного
звучания,
приносящего
непоправимый
вред;
В работе над
вокальным
произведением
необходимо:
•
учитывать
степень
вокально-музыкальной
подготовки
учащегося;
•
подбирать
репертуар по
степени
трудности в
каждом
отдельном
случае;
•
составлять
концертный
репертуар
из
произведений,
пройденных с
педагогом