|
Высокая
позиция звука
Именно ощущение
“головы”
придает пению
высокую позицию,
полетность. “По-настоящему
поет тот, кто
умеет
переносить
звучание голоса
в голову”, -
говорят
итальянские
мастера пения.Головное
резонирование
обеспечивает
яркость,
полетность
голоса, его
неутомимость и
долговечность.
Умение
пользоваться
резонаторами,
посылать звук в
единственную
нужную точку,
где бы голос
концентрировался
акустически и
художественно.
Итальянский
педагог Барра
говорил: “Механизм
правильного
голосообразования
строится на
максимальном
использовании
резонирования.
Не усилие
гортани, не
нажим на нее со
стороны дыхания,
не “кряканье”,
а мягкая,
эластичная
подача дыхания
должна принести
резонирующий
звук.”
Он образно
иллюстрировал
мысль так.
Ударял на рояле
несколько нот и
говорил,
показывая на
клавиши :“Голос-
это не то, что я
ударил на
инструменте, а
то, что звучит в
зале, в
помещении; то
что обогатилось
звучанием
пространства,
получило отзвук,
что
продолжительно
звучит. Все:
упражнения,
гаммы, слова и
фразы надо петь
так, чтобы
строить
певческий тон,
не как удар по
клавишам, а как
отзвук, как “резонативный
тон”. Такой звук
и есть
правильный
певческий тон.”
Наиболее
резонирующими
гласными
считаются - и,е,у.
Регистровая
ломка
проявляется на
гласных - а,о.
Сонорные
согласные
используются
для правильного
достижения
посыла звука в
головные
резонаторы- л,м,н,р.
В работе над
близким
звучанием
помогают губная
согласная б,
и языковая
д.
Хорошей
настройки
верхних
резонаторов
помогают нэ, мэ,
рэ.
“Несвязанный”
фальцет, как и “связанный”
головной голос
позволит
ощутить свободу
пения в высоком
регистре
диапазона без
всякого
напряжения. Но в
отличие от
головного
голоса, фальцет
не может
соединиться с
грудным голосом.
Отсюда термин “несвязанный”.
Фальцет
помогает
расслабиться
верхней части
диапазона.
При
расслабленной и
стабильной
гортани ваш
резонатор также
остается
стабильным, что
позволяет
голосу
соблюдать
соответствующий
баланс верхних,
средних и нижних
гармонических
составляющих,
вне зависимости
от диапазона в
котором вы поете.
Контроль
над голосом
осуществляется
не при помощи
управления
дыханием
связками или
резонатором, а
это происходит
автоматически,
при условии что
гортань
неподвижна,
внешние мышцы
расслабленны, а
голосовые
связки
утончаются, а
затем
укорачиваются
при пении
верхних нот.
Вялое
дыхание, слабый
слух,
невнимательность,
форсирование
звука и дыхания,
при
недостаточном
использовании
грудного
резонатора -
звук становится
поверхностным и
повышенным. При
излишне
перекрываемом
звуке -
интонация
понижается
также при
болезнях
и при
утомляемости.
В высоком
регистре звуки
интонировать
труднее, чем в
среднем. При
движении
мелодии вниз,
надо
подтягивать
звуки вверх, а
при движении
мелодии вверх -
“осадить” ,
успокоить певца.
Формирование
силы звука
Сила звука (интенсивность)
определяется
силой
проходящего
через связки
звукового
потока. При
громком пении
усиливается
давление
воздуха,
подкрепленное
опорой на
дыхание. При
этом необходимо
снять зажатие с
внешних и
внутренних мышц
и освободить
артикуляционный
аппарат.
Постепенное
раздувание
звука от тихого
к громкому - к
тихому
называется
филированием.
Полутонное
звучание - это
точное звучание.
Хроматизм
составляет
движение звуков
по полутонам
вверх или вниз.
Хроматизмом
называется
изменение
основных
ступеней
диатонических
ладов
посредством их
повышения или
понижения.
Основными
свойствами
певческого
звука являются
звонкость,
ровность,
полетность.
Атака
звука.
Атака
- это степень и
характер
включения в
работу
голосовых
связок в начале
пения.Различают
атаку -твердую,
мягкую и
придыхательную.
1. Твердая
атака -
голосовая щель
плотно
замыкается
перед началом
звука, а затем с
силой
прорывается
напором
выдыхаемого
воздуха. Твердая
атака
применяется при
выражении
характера пения:
негодование,
отчаяние,
чувство страсти,
испуга и
страдание.
2. Мягкая
атака -
голосовые
связки
смыкаются
сближаясь
неплотно, в
самый момент
начала звучания,
а не перед ним.
Мягкая атака
применяется при
выражении
характера пения:
широты,
округленности,
мягкости,
благородстве и
эмоциональной
выразительности.
3.
Придыхательная
атака- при
неполном
смыкании связок,
когда
происходит
значительная
утечка воздуха.
Придыхательная
атака
применяется при
выражении
характере пения:
осторожность,
бессилие,
трусости,
изнеможения. |